Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, постарайтесь отвлечься от того, что занимало ваши мысли перед этим. Предварительно просмотрите материал задания, составьте план предстоящей работы.
Если сосредоточить внимание мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, зачетом, займитесь конспектированием или составлением тезисов. В силу своей непрерывности этот процесс делает невозможными частые и длительные отключения внимания. Примерно такой же эффект дает чтение материала вслух. После того как вам удалось сосредоточиться, можно вернуться к чтению про себя.
Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы усвоили предыдущие разделы программы. Прежде чем приступать к изучению новой темы, просмотрите пройденное ранее, полистайте конспект. Если же по какой-либо причине материал вообще вами не изучался, начните с ликвидации существующих пробелов.
Осмысливайте новый материал, но при этом помните: слишком медленный темп способствует переключению внимания на посторонние объекты.
Избегайте наступления психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Чередуйте чтение с обдумыванием, пересказыванием, решением задач и подбором собственных примеров.
Контролируйте и подавляйте непроизвольные переключения внимания, вызванные действием как внешних раздражителей (звонки телефона, громкие голоса, хлопанье дверей и т.п.), так и внутренних стимулов (мыслительные ассоциации).
Если в процессе чтения вы осознали, что на какое-то время «отключились», заставьте себя сразу же вернуться к тому месту, где произошел «провал». Определить его можно следующим образом: при повторном прочтении весь предыдущий текст будет восприниматься как незнакомый. Обязательные возвращения обеспечат не только более глубокое усвоение материала, но и повышение устойчивости внимания.
ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ.
Для лучшего запоминания необходимо думать, любая информация должна быть осмысленна и оценена. Постарайтесь найти главную мысль и выстроить цепь фактов, поддерживающих ее. Лучший способ — сделать опорный конспект.
Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Четко осознайте, чем полезна будет вам данная информация.
К предстоящей работе с материалом надо готовиться. Психологами установлено, что новое гораздо легче усваивается, если предварительно прочитать на эту тему что-либо популярное, обсудить ее с друзьями, родственниками.
Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени. Это особенно касается подготовки к зачетам и экзаменам. Объем оперативной памяти равен 7 единицам: при одновременном восприятии мы можем удержать в памяти в среднем 7 объектов — 7 слов, 7 фраз, 7 параграфов. Причем легче запомнить первый и последний элементы ряда.
Не следует учить друг за другом похожие предметы: физику после математики, историю после литературы. Лучший способ забыть только что выученное — попытаться тут же запомнить нечто похожее.
Информация должна восприниматься как единое целое. Экзаменационный билет нужно прочитать целиком и попытаться воспроизвести сразу все.
Повторение — мать учения. Психологи установили, что через 30 минут забывается 40% новой информации, на следующий день — 34%, через месяц — 21%. С учетом этого и надо повторять: первый раз сразу после прочтения, второй раз — через полчаса, третий — через день, а четвертый раз — через 2—3 недели.
8. Необходимо бороться с забывчивостью. Представляя обстановку, в которой происходило событие, можно вспомнить и само это событие. Так, узелок на память, завязанный в определенной ситуации, или крестик на руке впоследствии помогают вспомнить повод, по которому они появились.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СОЧИНЕНИЮ.
Выберите тему сочинения. Вы должны ее понять, осмыслить, убедиться, что вы владеете соответствующим литературным материалом и у вас есть опыт написания сочинений на подобные темы.
Проанализируйте формулировку темы. Найдите в ней ключевые слова и понятия, которые определят направление работы и жанр сочинения.
Выработайте концепцию сочинения, то есть определите ту идею, которую вы будете доказывать. Для этого переформулируйте тему сочинения так, чтобы она представляла собой вопрос, и попытайтесь кратко на него ответить.
Составьте план. Важно, чтобы пункты плана не повторяли друг друга, так как каждая часть должна стать ступенькой к итоговому выводу. К каждому пункту плана нужно подобрать фрагменты, эпизоды и цитаты, анализ которых подтвердит ваши тезисы. В процессе работы план может корректироваться, но он всегда должен быть перед глазами: это не позволит вам нарушить логику и отклониться от темы.
Продумайте вступление. В нем можно решить несколько задач: конкретизировать тему, продемонстрировать индивидуальность и эмоционально-личностное отношение к анализируемому материалу. В любом случае стоит избегать скучных стандартных вступлений.
Выполните работу на черновике. Обратите внимание на соответствие вступления и заключения. Они должны «перекликаться»: лирическое вступление предполагает достаточно эмоциональную, яркую концовку.
Отредактируйте черновик. Не забудьте, что при любом сокращении, замене или вставке нужно прочитать весь фрагмент, в который вносились изменения. Это позволит избежать речевых повторов. На этом этапе следует сделать стилистическую и орфографическую правку, обратить внимание на словоупотребление, построение предложений, стилевое единство текста.
Перепишите работу на чистовик.
ПРАВИЛА ГРАМОТНОГО ЧТЕНИЯ.
Внимательно познакомьтесь с аннотацией, предисловием; перечитайте заголовок книги или статьи. Подумайте над его смыслом. Это позволит настроиться на работу с материалом и определить свое отношение к информации: почему это полезно?
Приготовьте карандаш, закладки, карточки для выписок. Оформите библиографическое описание книги (или статьи) на отдельной карточке, чтобы внести ее в свою картотеку.
Первоначально прочитайте весь текст целиком, обращая внимание на логику выстраивания фактов и аргументов, на иллюстрированный материал, схемы, графики, таблицы, факты и цифры. Читайте с карандашом в руках и делайте первоначальные пометки. Если что-то вызвало интерес или вопросы, то на полях книги или на специальной карточке зафиксируйте условным знаком, словесно.
Приступайте к углубленному чтению. Будьте готовы к тому, что в тексте встретятся незнакомые термины, слова, нестандартно построенные фразы. Возвращайтесь к прочитанному. Не следует забывать, что осмысление прочитанного идет на нескольких уровнях: смысловом, стилистическом, культурном. Подключайте воображение, интуицию. Старайтесь перевести отдельные фрагменты на язык образов. Это поможет запоминанию.
Пользуйтесь текстовыми пометами. Они представляют собой широкие закладки с указанием страниц внизу: на них можно делать записи, а потом хранить, прикрепив к сделанной ранее библиографической карточке.
6. Не забывайте о повторном чтении. Его цель — проверить, усвоена ли логика авторского размышления, остался ли в памяти (или в записи) фактический материал; готовы ли вы оценить прочитанное.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ КОНСПЕКТОВ, ТЕЗИСОВ, РЕФЕРАТОВ.
Конспекты, тезисы и рефераты называют вторичными текстами, потому что они всегда создаются на основе исходного текста-первоисточника.
Конспект представляет собой письменную запись основных положений, прочитанного или воспринятого на слух. Один из видов конспекта — это письменная фиксация основных положений исходного текста. Он предполагает дословную запись, при которой сохраняется структура исходного текста. Такой вид конспекта называется текстуальным.
В некоторых случаях информацию удобнее «сжать» и подать блоками, информационными схемами. Такой конспект называется схематическим.
Третий вид конспекта предполагает сокращенную запись исходного текста в виде основных положений по плану.
При конспектировании важно понять прочитанное (или услышанное) и перекодировать, «сжать» полученную информацию, но без искажения смысла:
прочитайте текст, уясните логику и последовательность изложения фактов;
сгруппируйте материал по смысловым блокам, пронумеруйте их;
составьте план следования смысловых частей, блоков;
в каждой смысловой части выделите тематические и смысловые опоры: ключевые слова и фразы, подчеркните их;
в зависимости от вида конспекта запишите выделенную информацию в виде развернутого плана или схемы.
Тезисы — это кратко сформулированные основные положения научной статьи.
Каждый тезис освещает какую-то проблему и составляет обычно отдельный абзац.
В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы раскрывают ее решение.
Цель написания тезисов — сообщить основные факты, информировать слушателя в максимально короткие сроки. Этим объясняется отсутствие примеров, цитат, а также лаконизм стиля.
Реферат — адекватное по смыслу изложение содержания текста, поданное в определенной последовательности и содержащее оценку первоисточника. Цель написания реферата — сообщить новые сведения, оценить актуальность и значимость информации. При этом сохраняется логика авторского текста и возможная корректная оценка его содержания или концепции. Приступая к написанию реферата, необходимо учитывать следующие моменты:
оформление титула;
наличие плана работы;
использование графических выделений;
употребление специальных оборотов — маркеров частей.